Как устроен гребной вал лодочного мотора?

Подвесные лодочные моторы занимают минимум места и позволяют хранить в безопасном месте дорогостоящий товар. У каждой детали двигателя своя функция и поломка той или иной части может надолго лишить сна его владельца. О предназначении гребного вала, который является неотъемлемой составляющей сложного агрегата, будет рассказано ниже.

Гребной вал лодочного мотора

Гребной вал лодочного мотора Suzuki DF60-70

Функциональные особенности

В лодочном моторе гребной вал неотделим от гребного винта. Последний крепится через кронштейн к валу, который вращается с помощью движка. За счет этого действия лопасти винтов захватывают воду и отбрасывают ее назад. После этого мощность реакции откидываемой воды сообщается лопастям винта и по цепочке гребному валу.

Эффективность работы винта определяется соотношением полезной силы, отдаваемой им для движения лодки, к мощности мотора. Ее в свою очередь отдает гребной вал на вращение винта. Это КПД (коэффициент полезного действия) винта.

На плавучих средствах с моторами разной мощности величина КПД будет разной:

  • скорость хода лодки до пятнадцати километров в час предполагает размещение винтов с числом оборотов до тысячи двухсот в минуту. Это максимальное значение и оно вдвое меньше при скорости до десяти километров в час, к примеру;
  • скорость хода лодки до пятидесяти километров обязывает работать гребной вал лодочного мотора в пределах трех тысяч оборотов в минуту.

Гребной вал лодочного мотора

Сегодня в сфере водного транспорта все чаще можно встретить винты регулируемого шага, помимо привычных с закрепленным. Шаг – это длина продвижения винта за оборот, если бы он не находился в воде, а был в жесткой гайке. В разных частях лопасти шаг незначительно отличается, поэтому после замеров берется средняя величина:

  1. правый винт вращается на переднем ходу по часовой стрелке, когда наблюдаешь с задней части лодки;
  2. левый винт вращается в противоположную правому сторону.

Удобство винтов регулируемого шага заключается в том, что они дают передний и задний ход лодки. Они позволяют тормозить плавсредство в удобный момент, не реверсируя мотор.

Очевидно, что мотор эксплуатируется в зависимости от загрузки лодки, ее скорости, течения и прочих факторов. Для этого и создана разная величина шага, чтобы максимально экономично и грамотно работал движок.

Рекомендуем прочитать:  Как выполняется обкатка лодочного мотора?

В большинстве случаев гребные винты изготавливают из алюминия, поскольку легко обрабатываются. А вот стальные винты сделать гораздо сложнее.

Следует отметить, что в документах к российским моторам вписывалась мощность на валу двигателя, а к иностранным – на самом винте или гребному валу. В связи с этим у наших движков мощность на гребному валу, собственно и ведущая плавсредство вперед, на деле оказывается меньше в сравнении с подобными «иностранцами».

Ремонт гребного вала двигателя

Столкновения с подводными препятствиями зачастую приводят к тому, что гребные валы гнутся. Это ведет к сбою работы механизмов и необходимости ремонта. Чаще всего поломка происходит, если на двигатель в целом налагалась неравномерная нагрузка.

Когда вал ломается, приходится покупать новый. В данном случае отреставрировать его нельзя. Но владельцу лодки желательно понять причину столь серьезной поломки, чтобы ситуация по возможности не повторилась.

Главным признаком искривления гребного вала лодочного мотора будет присутствующая посторонняя вибрация. Прогиб устранить вполне возможно, а вот разлом – нет.

Если же вал треснул или оказался скручен, скорее всего не была установлена предохранительная муфта (либо была поставлена неправильно) или на него возложена дополнительная нагрузка помимо основного вращения. Как определить его погнутость:

  • гребной вал нужно вертеть и смотреть за стрелкой индикатора для измерения биений. При отклонении стрелки на 0,24 миллиметра и больше можно говорить о погнутости механизма;
  • на конце вала не должно быть люфта. При его возникновении говорят об изнашивании изделия;
  • на поверхности вала могут появиться канавки, которые предупреждают о скорой покупке нового. Они также находятся с помощью индикатора.
Гребной вал лодочного мотора

Гребной вал Tohatsu/Mercury 369-64211-1

Править вал легче всего на токарном станке. Можно также изготовить специальное незамысловатое устройство, но на это также уйдет время:

  1. вал с винтом ставят в центр станка. Сюда же нужно установить индикатор, чтобы следить за происходящими изменениями;
  2. при обнаружении прогиба в области шеек заднего опорного подшипника поддерживающим узлом (суппортом) перемещают в его сторону;
  3. после каждого шажка прослеживается биение с дальнейшим увеличением движения суппорта;
  4. завершение процедуры происходит с достижением биения до двух десятых миллиметра.

При значительных прогибах вала сначала проводится исправление общего искривления. А потом уже реставрируют его резьбовые концы и полный ремонт.

Многие компании сегодня специализируются на методике холодной правки гребного вала. Процесс происходит с помощью гидравлического пресса, оборудованного датчиками управления для учета размеров механизмов. По мнению специалистов, такой способ не причиняет вред металлу и является более дешевым по сравнению с горячей и другими методами.

Рекомендуем прочитать:  Характеристики гидрокрыла для лодочного мотора

Однако простые пользователи небольших лодок редко прибегают к холодной правке из-за дороговизны по сравнению с работой токаря.

Незначительно погнутый гребной вал подлежит реставрации даже в домашних условиях при наличии опыта. Ремонт выльется в меньшие затраты, нежели покупка новой детали. Главное, вовремя заметить погрешность, чтобы не давать при этом двигателю работать долго на больших оборотах и не дать выйти из строя редуктору. Это будут уже совсем другие расходы.

Рейтинг автора
1
Автор статьи
Евгений Бронов
Написано статей
103
Как устроен гребной вал лодочного мотора?
Оцените статью: 1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.