Автор статьи
Евгений Бронов
Время на чтение: 11 минут
АА
4306
Отправим материал вам на:

CAPTCHA
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Какое предназначение канонерской лодки?

Первое упоминание канонерских лодок датировано 1646 годом во Франции. Это было судно, превосходящее в размерах корабль парусно-гребного типа. На лодке располагалось до трех пушек. Основным предназначением канонерки было – охрана морской прибрежной зоны, а также проведения боевых действий на реке или озере.

Чем вы владеете?

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

После первого использования канонерок французами, их опыт решили перенять англичане и голландцы. Наполеон I решивший покорить Англию в 1805 году, приказал построить несколько сотен канонерских лодок. Разгоревшаяся континентальная война, помешала сбыться его планам.

В то время, канонерки представляли мощное оружие на мелких водах. Имея на своем борту крупнокалиберные пушки, сами суда являлись мелкой целью для попадания. В случае, если надо было укрыться, канонерская лодка могла укрыться в узких проходах, куда большому кораблю уже не пробраться.

Появление в России

В начале 19 века такие лодки появились в России. На первом этапе это были весельные суда, имеющие на своем борту до двух пушек. Со временем, когда судна начали оборудовать паровыми двигателями, у них появились пушки 12-го калибра и пара скорострелок. Первые канонерки, появившиеся в России, были деревянными.

Канонерские лодки

Макет канонерской лодки “Храбрый”

В России, лодок такого типа было не так уж и много. По записям  документов 1917 года, Россия имела всего 11 единиц, часть из которых плавала с конца 19 века. Многие канонерки после гражданской войны не вернулись во флот. Самыми стойкими оказались – «Храбрый» и «Хивинец». Более позднее кораблестроение брало за основу конструкционные особенности этих двух канонерских лодок.

Рекомендуем прочитать:  Каковы преимущества у лодки Оптима-260?

Самой старой канонерской лодкой в России, считается – «Храбрый». Лодка прослужила 63 года на Балтике. Вначале ее оснащали тремя пушечными орудиями, но в 1916 году она прошла модернизацию получила установку 5 орудий.

Вторая канонерка «Хевинец», создавалась в качестве пограничного судна. Она в основном стояла в Персидском заливе и имела всего две сто двадцатимиллиметровых пушки. Но здесь условия пребывания для экипажа, были на высоком уровне.

Канонерка «Кореец»

После постройки, лодка была отправлена на Дальний восток, для прохождения службы. Канонерка «Кореец» участвовала в боевых сражениях 1900-х годов. Ее основным боем было Ихэтуаньское восстание, его еще называли восстанием боксеров. Вместе с «Корейцем», в порту Чемульпо, охранял русские пограничные рубежи, «Варяг».

К примеру, сражение 1904 года, было знаменательно тем, что Корейцу и Варягу, пришлось в одиночку отбиваться от целой военной эскадры японских кораблей. Ведение боевых действий со стороны Корейца были потрясающими. За все время боя он выпустил 50 снарядов по кораблям противника и при этом всячески оборонял крейсер от вражеского торпедирования.

Канонерская лодка «Кореец» была подбита одним снарядом, в результате чего на носовой части судна возник пожар. Его быстро удалось потушить. Команда канонерки не понесла потерь, но лодка была затоплена.

Такое решение было принято потому, что нельзя было допускать захвата лодки, врагами. Команда, пересела на французское судно «Паскаль» и было доставлено в Санкт-Петербург. Там все участники сражения были награждены знаками отличия.

Канонерские лодки

Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка «Щорс»

Канонерскаялодка «Щорс», начинала свое развитие в 35-ом году в качестве буксирного парохода и имела название – «Н.Щорс». Судно относилось к классу колесных буксиров.

Характеристики

Вот некоторые технические характеристики:

Рекомендуем прочитать:  Какие правила нужно соблюдать на воде, имея лодку с мотором?
  • длина – 4 м;
  • ширина – 1 м;
  • осадка – 1 м;
  • водоизмещение – 400 т;
  • наибольшая скорость без груза – 18узлов;
  • максимальное расстояние экономичным ходом – 2445 км;
  • в состав экипажа входило – 28 человек.

На судне размещены каюты для команды. Несколько из них над колесами буксирного парохода, предназначались для капитана, стар.пома и механика.

Подготовка к военным действиям

Военно-морское командование не предполагало мобилизации судов с Волги, так как Волжский речной бассейн был очень далеко от предположительных военных баталий. Такое положение сказалось на подготовке технической документации и проектировании под дальнейшую мобилизацию.

«Н. Щорс» прошел мобилизацию 16 июля 1941 года и прошел реконструкцию в канонерку. После этого военное судно получило другое название – «Щорс». Чтобы перестроить на канонерскую лодку, было отведено 20 суток.

По приказу, необходимо было до 15 августа 1941 года, поставить Щорса в строй. Но так как формируемый экипаж не успел пройти достаточную подготовку, и снабжение вооружением запаздывало, судно было подготовлено только к концу сентября.

На лодку было установлено две 100 мм пушки, две 45 мм (зенитки) и три по 7.62 мм. Произошла полная реконструкция кают. Теперь здесь стало возможным размещение семидесяти двух человек. Такое решение стало возможным благодаря перепланировке кают в два кубрика.

Евгений Бронов

Комплектация экипажа канонерки проводилась из военных (моряков, ходивших на военных кораблях) и гражданских (ходивших по рекам на баржах) лиц. Поднятие флага было проведено 28 августа 41-го года.

Сталинградская битва

Под командованием КлимовичаН.А, канонерская лодка «Щорс» участвовала в сражениях в период с июля 42-го по февраль 43-го годов. По плану указанному Военным советом Сталинградского фронта, было принято решение о совместных боевых действиях сухопутных и флотских войск.

Рекомендуем прочитать:  Особенности лодки с транцем под мотор

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от ВЕДУЩИЙ СЕРГЕЙ КЛЮС (@xklyusive)


Согласно этому, судно встало на оборонительную позицию в районе Красноармейска Волгоградской области. В августе 1942 года, канонерская лодка «Щорс» осуществляла артиллерийскую поддержку в составе с «Громовом» и «Рудневым», для дивизии, располагавшейся в Дубовом Овраге.

Канонерские лодки

В 43-ем году паровая машина была переведена на топливо и была отдана в подчинение Волжскому пароходству. Ее основной задачей было – обеспечение безопасного прохождения барж перевозящих нефть. В ноябре 45-го года канонерка была возвращена в речное пароходство и переименована на старое имя – «Н. Щорс».

В память о заслугах экипажа за время войны, в 1947 году 22 марта было проведено награждение судна «Н. Щорс». В 1959 году канонерка была списана и полностью ликвидирована.

Евгений Бронов

Рейтинг автора
Автор статьи
Евгений Бронов
Написано статей
172
Какое предназначение канонерской лодки?
Оцените статью: 1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...